You may search my blog

вторник, 31 января 2012 г.

iПисатель, iМолодец!


План всем известной американской компании изобретателей  "Яблоко", опубликованный во всеуслышание на прошлой неделе - амбициозен и коварен, ведь им нужен весь мир у их ног. Суть его - наладить выпуск электронных школьных пособий, и новость уже поставила все мировое щебеталово на уши, вызвав потоки как восторга, так, в равной мере, и замешательства. Чтобы подкинуть в топку уголька, "Яблоко" еще подарило всем, кто считает себя достаточно компетентным для написания пособий, приложение под вполне понятным названием iBooks Author, как вы понимаете, всю работу по проверке, публикации и распространению компания взвалила на свои плечи (учебники и пособия будут доступны на яблочных планшетах, а компания, разумеется, будет иметь хорошую долю от писательского гонорара). Конечно, плюсы налицо: эко-дружелюбность, сниженная по сравнению с бумажными носителями цена, наличие интерактивных элементов, что так важно в наш век, ну и, самое главное - нет больше очередей в библиотеку, и не нужно таскать тяжеленные книги в рюкзаке. Ничего смешного - огромный процент школьников с детства практикует сколиоз и хондроз.


Вот, вы можете просмотреть крайне восторженный обзор приложения из первых рук прямо здесь, а потом читать дальше. 



Однако, злые клеветники тычут пальцем в сторону Яблока, сравнивая их политику с огороженным колючей проволокой садом, и подозревая в попытке монополизировать огромный и вечно актуальный рынок обучающей литературы, внедряя свои планшеты в школы и укрепляя свой статус единственного поставщика - и безжалостного привратника - содержания образования. 

Почему же весь этот зуд, если даже и заинтересовал меня, все же оставляет в холодном спокойствии? Все потому, уважаемый читатель, что книги, как таковые, в образовательном процессе стоят далеко не на первом месте. Не в изучении языков, по крайней мере. Математика, история, экономика - другой разговор, но английский как иностранный - ни в коей мере.

А что тогда стоит на первом месте?
Нужны вводные данные, и нужен стимул и инструменты для сбора этих данных в таком порядке, чтобы образовать осмысленные "дорожки" мыслеформ в голове обучающегося, и извлечь генеративные речевые модели и образцы. Вам нужны некие строительные леса, чтобы превратить первоначальную наметку, модели и образцы - в коммуникативные и творческие навыки, и вам нужна обратная связь от других участников процесса. Но прежде всего, нужен социальный контекст (реальный или хотя бы воображаемый), и желание быть его частью, принадлежать ему, без этого весь процесс не заведется и никуда не поедет.
Книги с текстами слабо поддерживают надобность во всем вышеперечисленном. На самом деле, они не могут дать большую часть. То есть, выпускает ли электронную литературу фирма "Яблоко" или это делает кто-то еще, на то, как изучаются иностранные языки, это никак не сказывается. Во многом благодаря интернету, в первую очередь, все ресурсы и инструменты для недорогого и эффективного обучения уже находятся под рукой. Вот возможный сценарий, основанный на имеющихся технологиях, с учетом наличия в кабинете интернета и проектора:
  1. Тема возникает сама собой в ходе "разогревающей" беседы в начале урока. Учитель выбирает подходящее под тему видео на YouTube и показывает его на проекторе. После следует проверка на предмет, все ли участники поняли основную идею содержания, и проверка перетекает в дискуссию.
  2. Текст видео, если сложно получить с помощью программ по распознанию речи, выводится студентами в групповой работе - на доске, кстати, в последнее время стало возможным использовать такой аналог доски с мелом, как eBeam, к сожалению о массовом внедрении этой технологии в школы и институты на данный момент можно только мечтать.
  3. Дальше, автоматически генерируется и выполняется грамматический тест с пропущенными словами. В целях избежания коллаборативной работы над тестом или, проще говоря, борясь со списыванием в классе, этот сервис позволяет сделать несколько вариантов теста на одном и том же материале.
  4. Список слов (и часто используемых связок) вырабатывется из текста с помощью такого замечательного, но немного запутанного в использовании сервиса The Compleat Lexical Tutor. Студенты восстанавливают текст по ключевым словам - на бумаге или же на персональных компьютерах.
  5.  На основе предыдущей задачи, самые проблематичные связки и выражения выписываются в список, и по сервису поиска использования фраз ищутся дополнительные варианты их использования в разных ситуациях и в огромной базе различных текстов.
  6.  Выбранные фразы в личном порядке "персонализируются" каждым студентом (это включает многократное проговаривание, создание своих примеров использования), после чего эти примеры анонимно пишутся на небольших листочках и сдаются преподавателю, и можно сыграть в игру "Угадай, кто создал этот пример?" с последующими обсуждениями. По выбору, можно создавать по цепочке специальные вопросы к написанным примерам для создания нон-стоп общения по схеме "вопрос-ответ-вопрос".
  7. Студенты пишут краткое заключение о проведенном уроке в заранее созданном для группы блоге, а именно гугловские блоги хороши тем, что они интуитивно понятны в использовании, легко настраиваемы и при желании  и надобности - все сервисы (youtube, googledocs, picasa etc.) поискового гиганта включены в интерфейс и есть хороший потенциал расшаривания контента.
  8. Пока студенты пишут отчет в блоге, учитель готовит им тест по лексике в качестве домашнего вот этот сервис.

Похожие процессы, в которых возможности изучения и практики языка вытекают из вами персонально отобранных текстов, также доступны самим учащимся, в самостоятельном режиме. Существует  прекрасный поисковик текстов, способный подобрать материал по критерию простоты/сложности для усвоения. Надо думать, в скором времени будет разработан алгоритм поиска текстов в сочетании с предпочтениями по уровню, темам, жанру и новизне. Есть и соответствующий инструмент, превращающий каждое слово текста в гипперссылку на его перевод в онлайн-словаре. Существуют программы для просмотра и повторения вокабуляра в случайном порядке.
Или, к примеру, предсказывающий словосочетатель - был просто находкой в свое время для меня. Ну, думаю, вы догадались о его функции по моему описанию: студент начинает набирать текст и ставит символ "*" вместо того слова, в использовании которого он сомневается, и программа предлагает наиболее популярные и верные варианты. Грамматику легко проверять здесь, да и проверка написания становится все более тонкой и разборчивой. Онлайн-словари и тезаурусы предлагают готовые к использованию семантические конструкции. Бесплатные сервисы для записи видео and аудио означают, что ученики могут записывать себя во время занятий для самоконтроля и рефлексии, делиться записями с учителями и коллегами. Уже много слов сказано и часов английских проведено через популярный Skype,  а теперь еще, установив к нему вот этот плагин, можно записать разговор для последующего разбора и повтора.


Вкратце, все, что может книга, в том числе и яблочная, интернет делает лучше. Сразу предчувствую, как вы, читая эти строки, думаете, что я против чтения книг и всячески агитирую не вылезать из интернета. Так вот, это ошибочно. Интернет - в свое время, для своих целей, а в плане саморазвития все же книги незаменимы, в то время как в сети слишком много отвлекающих факторов, чтобы сосредоточиться и эффективно усвоить информацию - и это плохо. Интернет не единственная замена классическому обучению, но попробуйте объяснить это диджиталистам и диджитал нативам!





На этом желаю всяческих успехов в изучении и приложении, надеюсь в этот раз вы подчерпнули немало полезностей и ваш английский в конечном итоге станет совсем беглым и уверенным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий