You may search my blog

воскресенье, 17 июня 2012 г.

Знакомство с поколением Y


Профессионалы образования, работающие в школах, институтах и колледжах с учениками всех возрастов, уже отметили, как сильно разнятся восприятие, мышление и ценности сегодняшнего поколения студентов и школьников от представителей предыдущих поколений. Эти ребята были рождены в эпоху информационного прогресса и технологий, они предпочитают многозадачность - фокусированию на одном деле в течение долгого времени, им больше симпатизируют идеи сверстников и героев многочисленных видеороликов из интернет, чем то, что может предложить учитель с устаревшими методикам преподавания. Этому поколению уже дали несколько имен: Net Gen, the Millenials, the Generation Y (McCrindle, 2006).

Определенных рамок появления этого поколения не обрисовано, они варьируются от 1977 до 1982 гг. Несмотря на это, все равно понятно, что поколение Y составляет значительную - 20% - часть мирового населения. Поскольку сейчас представители этого поколения молоды, справедливо будет также сказать и то, что основная масса студентов и старших школьников принадлежит к этой группе, что делает ее объектом для тщательного изучения и понимания со стороны преподавателей и ученых-социологов.

Прежде чем мы перейдем к описанию и обсуждению поколения Y на работе и в школе (в этой главе я ограничусь кратким описанием в общих чертах основных трендов), я вкратце размещу памятку о последних общеизвестных поколениях Американского населения за последние 70 лет.

1. The Baby Boomers (1946-1964) Это большое поколение возникло после возвращения со Второй Мировой войны американских солдат, сразу заводивших большие многодетные семьи. Ни в один другой период истории Америки не было рождено столько детей, как в этот.
2. Поколение X (1965-1980) Это поколение значительно меньше предыдущего. Его представители в целом характеризуются как трудоголики, независимые и скептически настроенные клерки и карьеристы.
3. Поколение Y (1981-1999) Были рождены за последние два десятилетия прошедшего столетия. Представители известны своим свободным использованием последних достижений техники, независимы в суждениях, не признают авторитетов, склонны к мультизадачности и зависят от обратной связи сильнее прочих поколений.
4. Поколение Z (2000- по сей день) Данная группа пока еще мало изучена и почти не отражена в научных трудах, равно как и в художественной литературе.

Поколение Y на работе и за работой

Специалисты из разнообразных сфер - к примеру бухучета, инженерного дела, юриспруденции и медицины - отмечают и все больше пишут о том, как различаются поколения относительно подхода к должностным обязанностям и что следует с этим делать. Линдквист (2008), например, сравнивал ценности и взгляды поколений бухгалтеров и пришел к выводу, что сегодняшние работники совсем не интересуются общим курсом компании, заботясь в большей мере о том, что они смогут получить от нее, чем о своем потенциальном вкладе в общее дело. Предыдущие поколения работников ставили "уважение общей задачи фирмы" в пятерку приоритетных аспектов своей профессии при устройстве на работу, в то время как поколение Y даже не берет этот пункт во внимание. На первых местах в их ценностях стоит строка "Что эта компания может мне предложить?" в виде разве что немного смягченного варианта "Возможности профессионального и личностного роста". 

Еще один момент в различии связан с комфортом на рабочем месте, который Y-работники ценят больше, чем их старшие коллеги. На 4 и 6 местах в чарте стоят "комфортная атмосфера на рабочем месте" и "гибкий рабочий график" соответственно. (Lindquist, 2008, 58).

Эти люди не собираются жертвовать свободным временем и личной жизнью во имя карьеры, как это сделали бы их родители, им важен баланс и гармония некоего занятия, которое приносит доход, с другим занятием - для души, и с частной жизнью. Как описывают Herbison и Boseman (2009), эти различия могут скоро привести вот к чему:

"Ситуация с рабочими поколения 
Y закипает, и скоро мы сможем увидеть и взрыв котла, если не предпримем никаких сообразных шагов. Если мы (работодатели) хотим разрешить конфликт на стадии созревания, нам нужно прочувствовать, чем эти люди живут, чтобы понять, как наилучшим образом использовать уникальные возможности новых поколений, это нам нужно учиться у них, так мы придем к победе. Если будем стараться зацепиться за то, что "всегда работало", миллениумники просто будут находиться в состоянии перманентного поиска чего-то более комфортного и актуального. Так произойдет разделение на два лагеря."
Поколение Y за школьной партой
Представители сферы образования также активно обсуждают своеобразную природу молодого поколения те вызовы, которые бросают им Y-студенты в классах. Очевидно, что старый образ передачи знаний и навыков, символом которого является картина "мудрый старец, вещающий с кафедры", просто не сработает. Опытные учителя признают, что на сегодняшний день приоритетным направлением становится адаптация образовательной методики и содержания образования к потребностям сегодняшних учеников. Те из преподавателей, кто просто начитывает сухой материал по книге, автоматически заносится в разряд "старых шляп" и вознаграждается зеванием своей аудитории, уставившей взгляды в портативные устройства, откуда информация всякого рода усваивается ими естественно, приятно и оперативно. 
В своей книге "Educating the Net Generation: How to Engage Students in the 21st Century" автор Bob Pletka пишет о том, что большое количество американских студентов бросает колледж в середине срока обучения именно по причине того, что они ощущают бессмысленность и нецелесообразность того, что там происходит. Учитывая то, что сейчас растет требование на квалифицированных специалистов с дипломом высшего заведения, на выходе имеем катастрофу несоответствия трех переменных: запросы работодателей, мировоззрение и ценности молодых студентов и кризис системы образования во всем мире. У многих из выбывших будут определенные трудности с трудоустройством.

Во время школьной практики после окончания университета в 2010 году, я аналогичным образом выяснил в ходе мини-исследования с участием 150 школьников, что лишь двое из двенадцати преподавателей вовлекали использование ИТ в домашнее или классное задание, и 71% учеников характеризовали уроки иностранного языка как "скучные" или "очень скучные". Тревожный сигнал, не правда ли? На самом деле, при всей своей тревожности результат этот вполне предсказуем - покуда студенты и школьники проводят нездоровое количество часов перед мониторами дома и даже перед карманными устройствами во все остальное время, в школах и ВУЗах недостаточное финансирование для оснащения кабинетов нужными аппаратами для интерактивного обучения, хотя бы беспроводного соединения. Как учителям соревноваться за фокус внимания студента с всей индустрией отвлечения и развлечения, доступной сейчас в каждом кармане?

Развитие и продолжение этой темы в последующих постах должно по возможности ответить на два главных вопроса, возникающими из проблемы конфликта поколений:
1. Что должен каждый преподаватель знать о природе представителей поколения Y для эффективного взаимодействия и обоюдной доставки радости?
2. Какие стратегии помогут нам обогатить эффективность обучения иностранному языку?

Особенно я жду обратной связи от моих студентов - непосредственных представителей игрек-поколения. Пишите все ваши мысли, возникшие после прочтения, предлагайте любые идеи и проекты, и мы будем стараться воплотить в следующем году. Всем желаю успешной досдачи экзаменов и качественного отдыха. Не за компьютером. Но сперва прочитайте немного о предмете на русском языке вот здесь.




6 комментариев:

  1. Вопрос:
    "...и зависят от обратной связи..." - что подразумевается под обратной связью? Реакция на их действия/слова другим человеком, которую они недополучают во время учёбы? В таком разе это объяснимо.

    И, в целом, я бы не стал говорить о поколении-Y, как о людях, рождённых в определённый период и от того имеющих определённый склад ума. Не стал бы связывать склад ума с временным сроком рождения, если уж быть точным:) Сам по воле судьбы общаюсь с людьми из "поколения-Y", и могу сказать, личности что среди них весьма разные, и сложившийся характер/форма мышления зависит более всего от условий, в которых человек рос и воспитывался.
    К примеру, подросток, приехавший в город из провинции, имеет все признаки подростка из прошлого поколения, для которого всё столь же важны руководящие лица, стоящие сверху них и "знающие лучше", своё мнение при этом, напротив, принимается как неправильное в том случае, если не совпадает с мнением авторитета полностью или частично.
    А есть и классическое пополение-Y, прямо по Вашей статье - независимые, имеющие своё мнение и без авторитетов по умолчанию. Как раз таки они "местные", городские. И да - развитие человека происходило во время технологических новинок, которыми теперь подросток легко и успешно пользуется, восприятие информации идёт с трудом - на лекциях, и с лёгкостью - при изучении блогов/интернет-справочников/различных статей. При наличии желания, разумеется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно скажу, так как пользуюсь в основном источниками англоязычных социологов и преподавателей, речь идет в основном о поколениях людей в США, хотя тот же самый бэби-бум был и у нас в СССР, разве что немного в другой период. Да, если смотреть на технологические приблуды как форсквер, помешательство на аппах и стартаперство как явление, мы запаздываем лет на 5. И да, соглашусь, что приехавший в большой космополитичный город человек сначала чувствует себя неловко, чувствуя, что привычные на родине устои здесь совсем никому не нужны и в общем-то каждый сам за себя. Тут не склад ума, а скорее склонности к образу получения и усвоения информации, взаимодействие со сверстниками и старшими.

      Обратная связь в нашем случае - все то, что в интернете обозначается тамбз-апами, кардиопиктограммками и комментами, а в жизни просто внимание, причем не важно, одобрение это или критика - в крупных городах семьи чаще всего неполные, детей мало, дефицит внимания, понимаете ли. Линдквистом и Эриксоном было выявлено, что без постоянного и обильного получения подобных откликов именно представители Y склонны к злоупотреблению веществами, уходам в экстремальные субкультуры и суицидальному настроению.

      В следующих постах я постараюсь описать все эти пункты глубже, по порядку.

      Удалить
    2. Вопрос обратной связи вообще интересен. Проблема в том, что в реале жизни нет ретвита, лайк не жакнуть и не оставить коммент..:) Ну и влияние имеет ещё степень социализации и самоосознания - важно ли самому индивидууму получать внимание за каждое своё действие, чувствует ли он себя полноценной личностью, которой это внимание, по сути, не столь важно.
      А механика соц.сетей и общения в них, навязывают подобную модель - чем твои запощенные пары строк интереснее (для таких же пользователей), тем больше лайков-поощрений она получает, больше лайков = больше этакого "признания", юзер чувствует, что он нравится другим.
      И при этом, почти нет отрицательного момента неодобрения (в том же контакте нет "дизлайков", его можно обозначить только комментарием, который может и не работать, да и долго это, пойду лучше гляну комикс...). И этому можно противопоставить реальное общение, где нелья согласится, поставив "лайк". Нужно выстраивать фразы, да ещё и спорить в случае несогласия. А спорить - это выстраивать аргументы, не срываться на голые эмоции (да и вообще пойду лучше гляну комикс), а Википедии с Гуглом под рукой нет.
      Сложная здесь, короче, система формирования склада ума и личности (в которую входят и модели поведения, и восприятие-обработка информации и прочая), копать и копать. Впрочем, грунт интересен:)

      Удалить
    3. Кстати, не слышали о проекте, который анализирует ваше влияние на других людей в интернете и на основе данных помогает работодателям решить, устраивать ли вас на работу? Конечно, абсурд, но звоночек тревожный. klout.com - этот проект

      Удалить
  2. Я действующий студент. Поступил В ВУЗ мягко говоря не своевременно. Мог бы сделать это еще 6 лет тому назад. Жалею, но время не повернуть вспять.
    Размышляя на тему, хочу заметить разница между поколениями не только очевидна но и существенна. Более того, она ощутима и внутри самого поколения У. Сравнительный анализ проводить не стану, лучше пройдусь по системе образования.
    Итак, прошел ровно год. Пора подводить итоги. Когда я приехал в Казань из другого города и приступил к обучению я почти сразу очень сильно разочаровался. Мои ожидания вступили в противоречие с действительностью. Закономерный вопрос, что же тебя милый человек не устраивает?
    Первое, это отсутствие в рамках учебного курса дискуссии как таковой. Весь год бесконечные монологи то в лице преподавателя, то в лице самих студентов в виде прочтения доклада на семинаре. Последний же, в моем представлении предполагает полилог.
    Из первого вытекает второе - информация в таком режиме ее подачи не усваивается. Ну никак! Любая лекция - это пустой фон. Эффекта ни какого. Весь год занимались имитацией.
    Третье, проистекает из мотивации и цели обучения. Потоки информации, которые транслировали нам преподаватели я считаю мусором. Потому что, эти знания я не смогу преобразовать в доход. Вот где соль...
    Как заметил в одном из интервью один не бедный человек: "Сегодня мы в университетах готовим в основном сорняк...". Цитата не дословная, но думаю масштабы трагедии отражает полно и явно.
    Относительно английского языка, спасибо, полет нормальный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Больная тема, согласен. Вообще за рубежом сейчас идет тренд на переворот организации образовательного процесса: вместо соотношения 30:1, где 30 слушают, а вещает только один профессор, они идут к 31:31, то есть каждый присутствующий в классе дополняет лекцию или диспут своим участием, и даже больше, само право учить и называться учителем больше не принадлежит эксклюзивно только преподавателю. Самые известные ресурсы, делающие сейчас революцию в образовании:

      skillshare.com
      researchdevelop.org

      Удалить